На главную

Николай Пятахин. 50 лет творчества

Николай Пятахин принадлежит к поколению живописцев, чье становление, как художника происходило в 1970-х годах. Сейчас он хорошо известен, как мастер, отличающийся «лица необщим выраженьем». Пройдя хорошую профессиональную выучку в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, он тем не менее, настойчиво стремился уйти от академических догм ради обретения своего собственного метода.

Его индивидуальная манера формировалась с опорой на освоение языка искусства таких мастеров как П. Сезанн, А. Дерен, П. Пикассо, что в те времена, как ни покажется нам сейчас, мягко говоря, странным, не поощрялось, ни в учебных заведениях, ни в официальных художественных структурах. После службы в Красной армии в 1972 году, где он урывками рисовал своих сослуживцев «Солдат Комаров», он на протяжении 3-4-х лет пишет натюрморты на ином «не школярском» уровне: «Рыбы» и «Рюмка»». Однако осознавая для себя ограниченность этой живописной системы, Н. П. Пятахин с техники alla prima переходит на многослойную живопись. И это свидетельство не столько технологического аспекта, а сколько — выработке для него принципиально другого способа мышления, а значит и работы над холстом. Отныне, как объяснял сам автор, он может «не просто передавать «эмоции навыхлест», а познавать мир в процессе создания картины, длительно, углубленно и постепенно».

К 1980-м годам живописный метод художника вполне сформировался, теперь он вступил в творческий диалог не только с мастерами модерна, но с классиками, среди которых Тициан, Н. Пуссен, А. Венецианов и многие другие. На выставке представлено небольшое количество живописных произведений разных лет с 1972 по 2021 год. Основной состав экспозиции составляет графика, впервые на персональной выставке художника она экспонируется столь многообразно.

В его творчестве можно отчетливо увидеть циклы работ, воплощающие такие темы, как мать и дитя, отечество и семья, человек в природной и городской среде, мастерская художника, класс рисунка на архитектурном факультете. Они, эти серии работ не задумывались заранее, органично вырастая, переплетаясь и обогащая смыслами друг друга, воплощают мировидение их автора. Так и в уникальной графике и литографиях, созданных художником на протяжении 40 лет можно обнаружить эти образы. Графические листы иногда предшествуют живописным произведением или создаются как самостоятельные, и в том и другом случае они самоценны. Зрителю представляется возможность самому заглянуть в мастерскую художника, отчасти понять процесс рождения произведения искусства.